воскресенье, 7 февраля 2016 г.

ЖИВЕРНИ



Северо-нормандская коммуна Живерни, что в 80 км от Парижа, имеет мировую известность. И быть бы ей не более популярной, чем любой другой коммуне во Франции, если бы здесь (тогда еще в маленькой деревушке) в 1883 году не обосновался один из самых выдающихся мастеров европейской живописи, великий импрессионист Клод Моне.

Известно, что художник присмотрел для себя этот замечательный уголок буквально из окна вагона.

Его глаз сразу оценил редкую живописность этого места. Здесь он купил дом и прожил до самого конца своей долгой жизни, создав десятки известных полотен и прекрасные сады.

Приехать во Францию и не отправиться по следам Клода Моне было просто невозможно. 

Сначала наш план был таков: от вокзала Сен-Лазар доехать поездом до Вернона, а там примерно за час дойти до Живерни пешком по сельской дороге. Но все смешалось из-за совершенно неожиданного каприза теплой сентябрьской погоды. Нормандский Вернон встретил проливным дождем. О том, чтобы идти пешком через поля, не могло быть и речи. Но для доставки от станции к столь посещаемому объекту, естественно, организованы автобусы. В нашем конкретном случае они пришлись как нельзя кстати. Вместе с компанией многочисленных японских туристов буквально через пять минут нас высадили под тот же дождь, но уже у ворот усадьбы. 

Как и всюду в подобных местах, первое, что видят посетители – это сувенирный магазин. Внутри, помимо бесчисленной продукции на тему жизни и творчества самого знаменитого обитателя Живерни, был и горячий кофе. А мы уже успели изрядно промокнуть и с тоской смотрели через стекла на улицу. Но приехали-то, все же, к Моне! А, значит, набираемся мужества – и вперед! 

Сами стены двухэтажного дома выкрашены в розовый с белым, но все детали, – крылечки, двери, оконные переплеты, ставни, скамейки – того особенного зеленого цвета, который получил название «Зеленый Моне». Сказать, что это нечто среднее между травой и изумрудом – значит не сказать ничего. Словами этот оттенок не описать. Его лучше увидеть. Но дом и пространство перед ним и без того утопают в зелени, уже живой. Весь фасад и прилегающее пространство буквально расписаны всевозможными элементами декоративного озеленения. Это настоящее живописное полотно, которое великий мастер использовал столь оригинальным способом – изрисовал его живыми листьями и цветами. Причем, как у всякого художника, природные декорации Моне находятся в полной гармонии с роскошными клумбами и посадками на площадке перед домом. Смотришь и сразу понимаешь – этот человек был художником всегда, везде и во всем. 

Комнаты в доме окрашены в разные цвета и сохранены в точности, они такие же, какими были при жизни Моне. Стены украшает коллекция подлинных японских гравюр – их собрал сам художник. А студия содержится в полном рабочем порядке и выглядит так, будто мастер только на минутку вышел в свой сад и вот-вот вернется. Представлено немало фотографий, мебели, бытовых мелочей. И, конечно, повсюду – картины, картины, картины …  

Как ни замечательна усадьба Моне внутри, но, все же, главное в Живерни – это, конечно, его сад. Он, без преувеличения, является таким произведением искусства, как и живописные полотна. Художник уделял обустройству аллей, прудов, клумб, лужаек очень много времени. И сад, безусловно, отплатил ему взаимностью, на протяжении множества лет поддерживая творческие силы художника.

Если быть точным, то садов у Моне было два. Первый тот, на территории которого и находится сам дом. Сад устроен перед его фасадом и окружен каменной стеной. Поначалу художнику пришлось подготовить место для воплощения своих идей, ведь усадьбу-то у прежних хозяев он купил уже с имеющимся садом. К дому вела тисовая аллея, а в саду росли яблони. Все тисы Моне, кроме двух, в начале аллеи, срубил, вместо яблонь посадил вишни и японские сливы, а вдоль аллеи появились арки и перголы. А все пространство было расчерчено на участки с сотнями клумб, кустов и деревьев. Моне был художником во всем и в обустройстве сада тоже. Он учитывал все: и цвет, и тень, и композицию, и перспективу. Буйству его фантазии не было воистину никакого предела! Он обустроил предельно насыщенное и одновременно гармоничное пространство, в полной мере используя все возможности, предоставляемые здешними природными условиями. Также как и фасад дома, территория парка стала для него гигантским живописным полотном. А сколько в нем цветов! Тысячи! Моне спроектировал и распланировал посадки в саду таким образом, что начиная с апреля, и заканчивая октябрем, здесь обязательно что-то цветет. Цветение полностью обновляется каждые 2-3 месяца. 

Но есть у Моне в Живерни и другой сад, японский. Я узнала о нем давно, и он манил меня к себе долгие годы. Расположен сад совсем рядом, просто через дорогу. Перейти предлагается по небольшому тоннелю. Но едва выйдя из него попадаешь в совершенно другое измерение. И понимающе киваешь головой: вот они откуда, всемирно известные кувшинки Моне! Воды в японском саду, если считать по занимаемой площади, не меньше, чем суши. Пруд по форме напоминает каплю. По его поверхности разбросаны многочисленные вкрапления кустов лилий. И вот этих самые «кувшинки Моне»! Их здесь просто полно!  В одном месте через пруд переброшен небольшой мостик, тоже в японском стиле, обросший глицинией. Художник очень любил его рисовать. Восточная атмосфера сада передается и выбором растений. Здесь и древесный бамбук, и гинкго, и клены, и японские пионы, и белые лилии, а также плакучие ивы, живописно склонившиеся над водой. 

Клод Моне очень гордился своим садом на воде и любил принимать в нем своих гостей. Он проводил немало времени, просто созерцая его. Несомненно, сад его в высшей степени вдохновлял. Конечно, его знаменитая серия картин «Кувшинки» написана именно здесь. Всего же художник создал более 270 картин, где так или иначе изображен его японский  сад.

Мы гуляли по извилистым дорожкам сада, уже не замечая дождя, и узнавали виды, изображенные на картинах. Художник был рядом, был всюду. Моне уже никогда не покинет этих мест.   






















Комментариев нет :

Отправить комментарий